Нередко ожидания, требования арендаторов на Airbnb не совпадают с возможностями и понятиями арендодателей. На этой почве возникают самые разные споры. Что делать в подобных ситуациях, рассмотрим далее подробно.
Содержание
Причины, по которым жалобы не принимаются
Регулирование интернет платформы осуществляется по правилам, которая она сама устанавливает. Этот момент следует правильно понимать и изначально пытаться решать все проблемы в рамках платформы. Согласно своим правилам и условиям Airbnb не берет на себя ответственность за:
- предоставляемое жилье, его качество, размещаемые по нему объявления;
- поведение собственников сдаваемого жилья и других пользователей сайта;
- соответствие жилья тому, что изображено на фото.
Причины для жалобы
Airbnb оказывает содействие в разрешении споров между арендаторами и собственниками сдаваемого жилья (арендодателями). Т. е. платформа выступает в роли посредника. Типичные ситуации, которые она помогает разрешить:
- трудности при заселении;
- претензии по недопустимым условиям проживания (грязь, животные, поломанная мебель, поврежденные полы и т. п.);
- после проживания гостя собственник жилья заявляет об ущербе.
Круг вопросов, решаемых при помощи Airbnb, все же ограничен. Airbnb помогает:
- отменить бронирование;
- вернуть деньги (за исключением комиссии на сайте);
- удержать определенную сумму за сохранность жилья.
Согласно условиям Airbnb основной риск (максимально допустимый законом), который возникает в связи с доступом к данной платформе, пользователь берет на себя.
Можно ли судиться с Airbnb
Как правило, если досудебным порядком решить спор не удалось, пострадавшая сторона (физлицо, потребитель) обращается в суд. Такой вариант разрешения спора оговаривает и Airbnb. Разрешение спора непосредственно с Airbnb включает:
- Переговоры неформального характера со службой поддержки платформы. Это первый этап урегулирования спора досудебным порядком. Если соглашение так и не достигнуто, переходят к следующему, второму, «судебному» этапу.
- Арбитражное разбирательство, предусматривающее подачу искового заявления в Американскую арбитражную ассоциацию («ААА»). Можно посредством интернета, по адресу (http://www.adr.orgadr.org).
До подачи иска нужно написать официальное требование, выдвигаемое платформе, зарегистрировать его в ААА и направить ей один экземпляр. Судебные иски рассматривают:
- в штатах, Сан-Франциско – при отсутствии иных договоренностей между сторонами;
- КМТЭАК в Пекине при постоянном проживании потребителя в Китае;
- если постоянное место жительства потребителя не Китай, не США, тогда – в ирландском суде либо суде по месту его жительства.
К сведению, по незначительным спорам можно обращаться в мировой суд.
Как свидетельствует ФЗ РФ № 2300-1 от 07.02.1992 (акт. ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей», иск можно подать по месту:
- Нахождения ответчика.
- Своего проживания.
- Оказания услуги.
Из вышесказанного следует, что потребитель может обратиться и в российский суд.
Опыт ведения спора с недобросовестным арендодателем на Airbnb
Как показывает практика, большинство споров связано с несоответствием качества жилья и стоимости его аренды. Типичный пример удачного разрешения проблемы.
Арендованная на 2 дня по средней стоимости квартира не оправдала ожиданий гостя. Претензии:
- плохо убрано;
- мало места, тусклое освещение;
- в душе не сливается вода;
- отсутствуют предметы первой необходимости (мыло, мусорные пакеты, др.);
- застревает входная дверь.
Гость открыл спор, запросив у арендодателя возврат части суммы. В претензии он отметил, что снимал и более дешевое, но комфортное жилье, со всем необходимым. Хозяин квартиры должен был ответить на претензию на протяжении 72 час., но этого не сделал. Тогда гость обратился к Airbnb. Решение команды Airbnb:
- Частичная выплата компенсации гостю.
- Вынесение предупреждения арендодателю.
- При повторном инциденте – удаление аккаунта арендодателя с платформы.
Если хозяин жилья заявил об ущербе и подал в суд
Внимание! Airbnb участвует во всех примирительных процедурах, если предъявляемые требования того либо иного пользователя обоснованы.
При причинении ущерба сдаваемому имуществу и при наличии доказательств арендодатель может обратиться, написав жалобу, в «Центр решения проблем» и взыскать таким способом сумму ущерба с арендатора (гостя). Если хозяин жилья потребовал возместить ущерб через Airbnb, события могут развиваться следующим образом:
- Виновному лицу (гостю) предоставят возможность ответить хозяину.
- Если гость соглашается возместить ущерб либо Airbnb решает, что он должен это сделать, тогда компенсацию за ущерб выплачивают хозяину через Airbnb Payments.
Если гость не согласен ничего возмещать, хозяин вправе обратиться общеустановленным порядком в суд. Либо Airbnb может задействовать иные юридические инструменты для решения спора и взимания возмещения с гостя. Airbnb также предоставляет требуемую информацию о пользователях, бронировании правоохранительным органам по обоснованным запросам. Формат запросов, порядок их подачи и прочие сопутствующие этому вопросы размещены на сайте.
Образец жалобы
Предложенный шаблон можно использовать при составлении жалобы на арендодателя.